Яблочный Спас – благодарность за урожай
Праздник Яблочный Спас пришел к нам из языческой Руси. Красивый праздник включен в христианский календарь и отмечается 19 августа.
СПАСение (от голода)
Свое название - Яблочный Спас - праздник получил от имени бога Спаса, которому посвящался урожай и созревшие плоды. Изначально спасов было множество: грибной, хлебный, ягодный. Наиболее известными стали три: Медовый Спас, Ореховый Спас и самый главный - Яблочный Спас.
Наши предки отмечали этот праздник в обязательном порядке: варили яблочное варенье, использовали яблоки в качестве начинки для пирогов, угощали друзей и родственников, а в конце дня в чистом поле распевали песни и провожали лето.
Считалось, что после Яблочного Спаса лето начинает уступать свои права следующему сезону. Особенно важной традицией праздника являлось освящение плодов, которые поспевали к этому времени, окропление яблок святой водой. Люди верили, что если загадать желание, а затем съесть освященное яблоко, то желание обязательно сбудется.
Популярность яблок нашла отражение и в русских народных сказках («Катись, катись, яблочко, по серебряному блюдечку!»), и в библейских мифах (история об изгнании из рая Адама и Евы после вкушения ими яблока – плода познания добра и зла). Сегодня яблоки безоговорочно признаны одним из самых полезных для здоровья фруктов. Стоит ли говорить, что наши предки не зря уважали этот плод и почитали Яблочный Спас.
Христианство и язычество: два в одном
«Удобным» образом (для приверженцев христианства) этот день совпал с Преображением Господним. Евангелисты рассказывают, что в этот знаменательный день Иисус вместе с тремя своими учениками – Иаковом, Петром и Иоанном – поднялся на гору Ермон, чтобы молиться. Во время молитвы лик Иисуса замечательно преобразился и просветлел, а одежда засияла белее белого.
Преображение Господне представляет собой тройное божественное откровение. Это не только удивительное изменение внешности Иисуса и свет, исходящий от лика, но и подтверждающий глас Бога Отца из облака, как воплощения Бога Духа, и явление двух пророков – Илии и Моисея, которые беседовали с Христом о грядущих событиях, фактически свидетельствуя о том, что Иисус – не только простой и смертный человек, мудрый учитель, уникальный реформатор общественной жизни того времени или харизматичный чудотворец, а Сын и Слово Бога.
После Иисус велел ученикам не распространяться о происшедшем до тех пор, пока не случится предначертанное Богом воскрешение. Считается, что именно через сорок дней после этого события Христос был распят на кресте. Тем не менее, точное количество дней для нас, наверное, не имеет большого значения. Важна значимость самого события, которое было достаточно точно описано тремя евангелистами: Матфеем, Лукой и Марком, причём расхождения в их описаниях минимальны.
Внимательный читатель насторожился: значит, праздник должен быть не летом. Все правильно: церковь перенесла Преображение на август, чтобы не праздновать его во время Великого предпасхального поста.
Кстати, в православной (византийской) иконографии икона Преображения Христа ясно демонстрирует это откровение Тайны Святой Троицы. Христос появляется на горе на фоне двух ярких ореолов: овал или круг, который символизирует свет, и ромб или что-то вроде равнобедренного треугольника с лучами, исходящими от его основания, символизирующий голос Бога Отца. Таким образом, святая икона Преображения для нас, православных – это одновременно и икона Пресвятой Троицы.
Преображение является одним из 12 важнейших православных праздников, которые следуют после Пасхи и напрямую связаны с событиями из жизни Христа в земном облике. Во время его празднования в храмах совершаются литургии (песнопения), а священнослужители надевают белые одежды, которые как бы напоминают о сияющих белых одеждах Христа, стоящего на горе.
Преображение праздника
Изначально у славян Яблочный Спас являлся одновременно праздником урожая, проводами лета и встречей осенне-зимнего периода. Языческие традиции его празднования впоследствии переплелись с христианскими, и 19 августа люди приносили плоды, выращенные в садах (вплоть до гороха и ягод), на освящение в храм, которое проводилось священнослужителями уже после окончания торжественной праздничной литургии. В этот день было принято подавать бедным – считалось, что чем щедрее проявит себя каждый верующий, тем добрее к его усопшим родственникам отнесется Бог.
Освящённые плоды также оставляли на могилах родственников и обязательно - на могилах детей. Родителям, потерявшим одного или нескольких детей, не разрешалось и, мало того, считалось серьёзным грехом употреблять яблоки до Спаса, в противном случае их малыши на том свете не могли отведать райских яблок и получить другие гостинцы.
Кстати, по старому поверью до 19 августа было и самим недопустимо употреблять дары нового урожая, а вот приносить первые плоды в жертву Господу – одно из древнейших христианских правил. Это действие облагораживает весь урожай, который пойдет в пищу человеку. Это и благодарность за дары, и гордость за свой труд, и смирение перед высшими силами. Если говорить о яблоках как символе Второго или Яблочного Спаса, то следует упомянуть и то, чт
Кстати, по старому поверью до 19 августа было и самим недопустимо употреблять дары нового урожая, а вот приносить первые плоды в жертву Господу – одно из древнейших христианских правил. Это действие облагораживает весь урожай, который пойдет в пищу человеку. Это и благодарность за дары, и гордость за свой труд, и смирение перед высшими силами. Если говорить о яблоках как символе Второго или Яблочного Спаса, то следует упомянуть и то, что среди южных славян в этот день преимущественно освящался виноград, но со временем люди стали использовать яблоки, которые произрастали фактически в каждом регионе и были самым распространённым фруктом.
На Яблочный Спас проводилась и подготовка пахотных полей к засеву. Хозяева нередко приглашали священника, освящавшего подготовленную землю, в которую потом бросали семена озимых и просили Бога о новом щедром урожае.
Не чужды нашим предкам в этот день были и народные гулянья: к моменту заката солнца молодёжь с песнями собиралась в поле и устраивала знатные хороводы.
В настоящее время Яблочный Спас не принято широко праздновать. Но во многих домах хозяйки любят испечь в этот день яблочный пирог, порадовать родственников пирожками с яблочной начинкой или угостить своим собственным ароматным яблочным вареньем. А также помянуть почивших родственников, которые, согласно поверьям, в этот день могут посетить наш мир.
На фото: Нина и Валерий Родионовы. Яблочный Спас
Ссылки по теме