Как помочь ребенку полюбить школу
Боязнь школы особенно распространена среди учеников начальных классов. Со временем страх должен пройти, но период адаптации труден. Ребенок не умеет рассказать о своих проблемах, и взрослым нужно быть к нему внимательными. Убедиться, что серьезных причин для тревоги нет (допустим, страх связан с неумением пользоваться общим туалетом). Если страх не проходит, то, может быть, его дразнят или запугивают?
Низкую самооценку прививают родители
Со слезами на глазах первоклассник заявил, что у него «ужасно» болит живот. Мама позволила ему остаться дома, но когда за завтраком он то и дело просил добавки, смекнула, что больной живот — выдумка. Поговорив с ребенком, она поняла, что сын боится идти на занятия.
Быстро ли ребенок адаптируется, зависит от уровня его самооценки. О ней можно судить хотя бы по тому, насколько малыш смел или, наоборот, боязлив. А это, как утверждают психологи, закладывается в первые пять лет жизни. От того, как оценивают малыша в семье, любят ли, принимают ли таким, какой он есть, зависят его успехи и неудачи в будущем. Поэтому одни первоклашки с уверенностью переступают школьный порог, другие уже сомневаются в своих возможностях. Но для всех новая обстановка, новый режим – это стресс. И отношение родителей к малышу либо поможет его успешно его преодолеть, либо еще более усугубит.
«Ну и недотепа!» – может сказать «родитель», обнаружив в дневнике у чада плохую отметку. А стоит ли еще больше его расстраивать, фиксируя внимание на неудаче? Может быть, внимательнее приглядевшись, вы обнаружите, что воспринимать новые знания ребенку трудно из-за неумения концентрироваться, плохого зрения или слуха?
Но даже если есть уверенность, что со здоровьем у ребенка в порядке, то стоит ли унижать достоинство ребенка обидными словами, ведь известно, что успеваемость ученика и его представления о своих способностях взаимосвязаны. И в силах родителей повысить эту самооценку. Вот несколькот рецептов.
Как действовать
1. Проверяя тетрадки, можно добиться большего, если ребенок будет знать, что не услышит от вас брани и окрика.
2. Подчеркивая, что он уже чему-то научился или может научиться, вы придадите ему уверенности в себе.
3. Критиковать ребенка лучше на фоне общей психологической поддержки.
4. «Двойка» – враг интереса и творчества. Попробуйте помочь ему пережить неудачу.
5. Полезно вообще развивать любознательность ребенка Помогут в этом интересные красочные книги.
6. Если вы считаете необходимым спросить урок, можно превратить его в интересное дело, время от времени говоря: «Ну надо же!». Пусть у малыша будет ощущение, что это он вас обучает шольным премудростям.