Мода как инстинкт
Ученые назвали любовь к моде звериным инстинктом, пишет style.rbc.ru.
Замечаете ли вы, что в стремлении быть на гребне модных тенденций мы все больше становимся похожими на других? Стрижка "боб", как у Виктории Бекхэм, "чихуахуа", как у Пэрис Хилтон, туфли, как у Сары Джессики Паркер…Вместо того чтобы быть оригинальными, наши стремления сводятся к одному – к подражанию. Но подождите расстраиваться, никто не говорит, что это плохо. Наоборот, ученые доказали, что желание иметь те вещи, которые есть у большинства – абсолютно естественное, и, более того, является основой нашего развития.
Наше поведение может быть поверхностным, неоригинальным и даже рабски угодливым, но в этом нет ничего страшного, если верить исследованию, проведенному учеными из университета Дурхама (Великобритания). Авторы исследования изучили популярность имен, музыки и даже пород собак, чтобы выяснить причины, по которым различные тренды становятся популярными.
Ученые пришли к выводу, что главными двигателями моды являются знаменитости. Джинсы могут, конечно, быть и от Calvin Klein, но намного приятнее надевать джинсы от любимой звезды. Заметьте, популярность марки, если ее дизайнером выступает Дженнифер Лопез или Виктория Бекхэм, не знает границ, хотя качество этой одежды может быть намного ниже, чем в магазинах более дешевых марок. Проведенное исследование обращается к понятию “ведущий пользователь” (lead user), появившееся в 1980 году благодаря ученому Эрику фон Хиппелю. “Ведущим пользователем” в моде может быть какая-нибудь звезда, в спорте - чемпион мира, в области идей - ученые и политики. В каждой области есть свои “ведущие пользователи”, утверждает сын фон Хиппеля, профессор Билль фон Хиппель. Таким образом, наши кумиры, намеренно или нет, навязывают нам некоторые черты их образа жизни. Глядя на них, таких счастливых баловней судьбы, мы хотим быть как они, начинаем подражать.
Именно в подражании, уверяют ученые, заключаются основы эволюции. Как ни странно, но таким путем мы учимся и развиваемся. Более того, увиденное или услышанное несколько раз становится нам ближе и приятнее. Обратите внимание на то, как мы понимаем, нравится ли нам та или иная песня или нет. Когда мы слышим мотив в первый раз, он не производит на нас сильного впечатления, однако прослушав его несколько раз, мы к нему привыкаем и хотим слушать еще. Так же обстоит дело и с одеждой. Ничего удивительного в том, что, увидев на нескольких людях характерную деталь гардероба, мы начинаем хотеть такую же.
Кроме того, стадный инстинкт и стремление к подражанию присутствуют и у самих звезд, отмечают исследователи. Среди них тоже есть как новаторы, так и имитаторы. В качестве примера приводится Мадонна, удочерившая сироту из Африки. Этот шаг, какой бы он ни был благородный, напоминает стиль Анжелины Джоли, и именно поэтому был воспринят общественностью достаточно холодно.
Главный вывод, который можно сделать согласно проведенной исследовательской работе: быть как все - это не позорно, а вполне естественно. Так что в следующий раз, когда вам захочется купить себе не достаточно оригинальную, но “до писка” модную вещь - не вините себя, в вас всего лишь говорит природа.