Есть мучительный контраст между радостностью данного мгновения и мучительностью,
трагизмом жизни в целом. Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.
Николай Александрович Бердяев
ГЛАВА 1
Ты видел звездное небо, приятель? Наверняка видел. Но вряд ли ты видел в нем Райский Дворец Абсолюта. Но это ничего, это нестрашно. Я с тобой поделюсь, я скоро расскажу тебе о нем, а ты пока из окна моей лачуги полюбуйся на звездное небо, если, конечно, оно тебя не ужасает. Я лично перед лицом вечности немею.
Да, следует заметить, что большую часть этой от руки написанной рукописи – вон какой толстой – написал не я. Я нашел её под матрасом в психиатрической больнице, где лечился от депрессии. Когда я прочел ее, я попытался узнать, где психическая личность, которая до меня лежала на этой кровати, и мне ответили, что на ней спал мужчина с белой горячкой. Фамилия у него была Сидоров. После белой горячки он сошел с ума и поэтому был переведен в поднадзорную палату. И вот – как сейчас помню – я подошел к двери в поднадзорную палату и спросил у сидящей рядом на скамеечке толстой, похожей на бочонок, санитарки: «Сударыня, можно ли мне познакомиться с Сидоровым?».
– Хотите узнать, его ли это рукопись? – спросил она. – Во-первых – не его. А во-вторых – он совершенно невменяем.
– Ну, хоть изредка он приходит в себя?
– Очень изредка.
– А вдруг мне повезет?
– Ну, что ж, входите, коли не брезгуете. Только будьте с ним предельно вежливы.
Она ключом открыла дверь, наподобие тюремной, с маленьким окошечком, я вошел и увидел следующую картину: больные, посапывая и похрапывая, мирно спали в своих кроватях, укрывшись одеялами, и лишь один бодрствовал. Он стоял ко мне вполоборота и мочился в пластмассовый кувшин. Я подождал, покуда он не кончил, и, будучи самой вежливостью, сказал:
– Простите, сударь, что беспокою вас в столь ответственный момент, но мне нужен господин Сидоров. Не вы ли, уважаемый и даже высокочтимый, и даже богоравный господин Сидоров?
Мужчина ничего не ответил. Он взял с подоконника пластиковый стаканчик, наполнил его желтоватой жидкостью из кувшина и протянул мне со словами: «пейте кофе пока теплый».
– Извините, пожалуйста, но разве это кофе?
– А что же еще? – спросил он и добавил: – Вы что ли, не знаете, что в начале было слово?
– Да, есть такая теория, – сказал я.
– Это не теория, это – истина. Вся вселенная состоит из слов. Поэтому, если я, Иисус Христос, говорю слово «кофе», значит это кофе. Вы что ли, забыли, как я превращал воду в вино?
Он налил себе из кувшина и, прихлебывая, торжественно промолвил:
– Вот ведь каких высот может достичь человеческий дух! Пейте!
– Извините, пожалуйста, но у меня повышенное давление, – сказал я, пряча руки за спину. – Мне кофе нельзя. Мне бы узнать, не вы ли господин Сидоров?
– Я с этим ничтожным самозванцем не желаю иметь ничего общего. Он мажет стены говном.
– И все-таки, где он?
– В туалете.
Я прошел в туалет и увидел коренастого лысого мужчину лет сорока, который доставал что-то из унитаза и мазал этим белые кафельные стены.
– Простите, это не вы высокоуважаемый и даже высокочтимый, и даже богоравный господин Сидоров? – вежливо спросил я.
– Я не Сидоров. Я Будда, – не прерывая творческого процесса, сказал Сидоров.
– Но мне Иисус Христос сказал, что вы Сидоров.
– А-а-а… этот самозванец… Я с этим ничтожеством не желаю иметь ничего общего, он пьет мочу.
– Простите, что прерываю ваш творческий поиск, а может даже, уже процесс, но вы мне нужны, – сказал я.
– А не пошел бы ты на… – злобно сказал Сидоров, не прерывая творческого процесса.
– Извините, но я насчет рукописи. Она ваша?
– Может, моя, а может, и не моя, – по-прежнему не отрываясь от процесса, сказал Сидоров.
– Не соизволите ли взглянуть?
Сидоров вытер свои цвета детской неожиданности руки о больничный халат, подошел, взял рукопись, пролистал и сказал:
– Не моя. Я такой ерундой не занимаюсь.
– Тогда извините, пожалуйста, – сказал я, сунул рукопись подмышку, пожелал Сидорову творческих успехов и ушел.
– Теперь моя совесть чиста! – радостно сказал я санитарке, покидая поднадзорную палату. – Теперь я могу опубликовать рукопись под своим именем! Я стану личностью!
А потом, вдобавок ко всему, поступлю в университет на факультет вещих снов и, выучившись, стану профессором вещих снов. Вы представляете? Я стану единственным в мире профессором вещих снов!
– Факультета вещих снов не существует, – сказала санитарка.
– Ну и что? Подождем, пока появится!
– Дурак ты, – беззлобно сказала санитарка.
– А может, я мечтатель.
– Мечтательный дурак, – санитарка охарактеризовала меня окончательно. – Личностью он станет! Ну – нет! Определенно, ко всей твоей никчемности ты станешь еще и вором, то есть еще более жалким и никчемным человечишком. Ведь к своим сорока годам ты не построил дом (жалкая лачуга на окраине города досталась тебе от деда). Ты не посадил дерево (яблоню, черешню и грецкий орех тоже посадил твой дед). И понятно, что у тебя никогда не было ни друзей, ни женщины. Кому же хочется каждый божий день видеть возле себя такую кислую рожу? Потому-то ты, естественно, не родил и не вырастил детей. Эти дети, что время от времени появляются у тебя во дворе, – не твои. Просто ты сделал им неплохие качели. А, кроме того, ты позволяешь им безраздельно пользоваться плодами тво …. Чуть было не сказала «твоего сада», но опомнилась. Не твоего! Не твоего! Дедушкиного!
– Откуда вы все это знаете? – изумился я.
– Я – ведьма.
– А разве ведьмы существуют? – снова удивился я. – Разве вас всех не сожгли во времена Средневековья на кострах?
– Сжигали только худых ведьм. Вернее, ведьмами считались лишь те, которые могли проскользнуть через дымоход. А я, как видишь, через дымоход не проскользну. Ну, что ты грустный такой? Нет причин для грусти. У тебя все плохое позади, а впереди только хорошее.
– Вы думаете?
– Я знаю. Я – ведьма.
– Вы какие-то ведьминские курсы заканчивали? Или институт?
– Ты ведь тоже не заканчивал какие-то курсы или институт, а, тем не менее, ты писатель.
– Вы заглядываете слишком далеко вперед. Я бы сказал осторожнее. Может быть, я стану писателем. В детстве я, знаете ли, сочинял сказки, а в юности прочел немало книг и очень часто сталкивался с тем, что мысли, идеи, сюжеты и образы их авторов были созвучны и моим собственным мыслям, идеям, сюжетам и образам. Мне иногда казалось, что я могу написать не хуже, только вот из-за депрессии никак не удавалось засесть за письменный стол.
– Но теперь решайся, пора, – сказала ведьма.
– Но прежде я набью руку на найденной мной рукописи, попытаюсь улучшить ее и дополнить.
– Попытайся, – сказала ведьма. – Тут ничего зазорного нет. Сам Вильям Шекспир не гнушался улучшать и дополнять произведения старых авторов.
– Да, – сказал я. – И еще Овидий, древнеримский поэт, перекраивал на свой, древнеримский лад, мифы Древней Греции. Не я первый.
ГЛАВА 2
У подъезда многоэтажного дома остановился катафалк. Вышли трое, и двое из них начали выгружать красивый лакированный гроб. Третий же, высокий русый молодой человек, симпатичный, но с портящим его, как и всякого, мрачным выражением лица, открыл дверь подъезда.
– Кому это, Ваня? У нас вроде никто не умер? – спросила со скамейки у подъезда крупная полная женщина лет пятидесяти в оранжевой фуфайке дворника.
– Мне, – ответил Иван.
– Как тебе, ты же живой? – недоуменно спросила она.
– Надо думать о будущем, Полина Васильевна,– сказал Иван.
– Ты, наверное, пошутил, а, Вань? Рано еще тебе думать о таком будущем.
– Не рано. Умру я скоро, Полина Васильевна.
– Откуда ты знаешь, что скоро умрешь? – спросила Полина Васильевна, но Иван уже скрылся в подъезде, и ответа на вопрос она не получила.
– Он что сказал? Что скоро умрет? – спросила сидящая рядом старомодно и бедно одетая сухонькая маленькая старушка с румяными щечками и в белом платочке.
– Что скоро умрет.
– А откуда он это знает? Я, например, уже старая, а не знаю когда умру.
– Наверно, серьезно болен. Безнадежно. Да, жаль тогда парня. Только вышли его афоризмы и юмористические рассказы – и на тебе, в гроб. Да, жалко парня…
– Какие афоризмы и рассказы? Он что, писатель?
– И писатель тоже.
– Никогда не поверю! Какой из него писатель!? Писателя сразу видно, у писателей лица серьезные, строгие и умные, как у начальников, только добрые. Вы на Тараса Григорьевича Шевченко хотя бы посмотрите, какой он и строгий, и умный, и грустный, и добрый. Подойди к тебе такой на улице и скажи: «копай», и ты будешь копать, хотя он тебе и не начальник. Нет, никогда не поверю, что такой может быть писателем. Он какой-то злой. Вот если бы вы сказали, что он рок-музыкант, я бы поверила. Такой же длинноволосый и худой. Такой любит только «бум, бум, бум». Такой не любит «садок вишнэвый коло хаты». А у меня, знаете ли, когда я про садок читаю, так тепло на душе становится, так тепло! Млею, прямо! А когда его «Катерину» читаю, то всегда плачу. Спрашивается: зачем читаю, если плачу, если страдаю? А я все равно читаю. Плачу, страдаю, а читаю. И чувствую, что становлюсь лучше. Чище, добрее. А он? Как он может делать людей чище и добрее с таким злым лицом? Нет, не похож он на Шевченко!
– Да что вы заладили, Вера Львовна, Шевченко да Шевченко! Во-первых, Шевченко не писатель, а поэт, а во-вторых, странная вещь получается: никто, кроме, простите, таких отсталых людей, как вы, в Сельхозугодии его не читает, но, тем не менее, почему-то со школьной скамьи на вопрос: кто ваш любимый поэт, принято отвечать: Тарас Григорьевич Шевченко. Школьник из Сельхозугодии никогда не скажет: я терпеть не могу Шевченко, потому что боится, что ему за это что-нибудь будет. Хотя русский школьник вполне может сказать: я терпеть не могу Пушкина. Немецкий школьник вполне может сказать: я терпеть не могу Гете. А израильский школьник вполне может сказать: я терпеть не могу Шолом-Алейхема.
– Зря вы так, Полина Васильевна. И украинский школьник вполне может сказать: я терпеть не могу Шолом-Алейхема.
– Не будем продолжать, Вера Львовна.
– Почему?
– Потому что, вы не обижайтесь, Вера Львовна, но вы с головой не всегда дружите. Хотя это и понятно. Вы всю жизнь проработали в селе дояркой. Вам мозги нужны не были.
– Вы хотите сказать, что я дура? А я вовсе не дояркой работала, а оператором машинного доения. Знаете, какая у нас аппаратура сложная? Кнопочки всякие. Не то что ваши метла и совок. Так что я не дура. Я, например, знаю, что такое Мёзия. А вы знаете, что такое Мёзия?
– Не знаю. Ну и что же такое Мёзия?
– Это такая древняя страна.
– Насколько древняя?
– Ну, где-то четыре тыщи лет тому назад она существовала. Сейчас она не существует.
– Вера Львовна! Сейчас 3017 год! Сейчас даже Киева не существует, он после Третьей Мировой войны превращен в радиоактивные развалины. И Украины не существует, а существует Сельхозугодия, империя со столицей в Хитропупинске с Великим Гетманом Брехунцом во главе, ассоциированная с Евросоюзом буферная держава, распростершаяся после Третьей Мировой войны от Карпат до Уральских гор. И России не существует, а существует Московия с царем во главе. Не существуют ни Франция, ни Германия, как отдельно взятые страны, а существует Единый Европейский Союз. Не существуют США и Великобритания с Австралией и Новой Зеландией, а существует Единый Англосаксонский Союз. А пройдет еще тысяча лет, и люди забудут и про Сельхозугодию, и про Евросоюз, и про Московию, и про Китай, потому что мир будет единым и унифицированным, до того унифицированным, что все национальности исчезнут.
– Зачем вы мне все это рассказываете?
– Затем, что вы, вы меня извините, человек темный.
– Я не темный. Какой же я темный, если я работала оператором машинного доения? Знаете, какая аппаратура у нас была сложная? Кнопочки всякие. Дура бы с ними не управилась бы. Дура бы не на те кнопочки нажимала бы. Так что я не дура. Мне даже чайный сервиз, когда я уходила на пенсию, подарили. Дуре бы разве бы подарили бы? И потом, вы так без печали об этом говорите, что мир будет унифицирован. Вам что, вышиванки и писанки не жалко?
– Крашеные яйца мне жалко, потому что, с одной стороны, жалко, что сельхозугодники потеряют свою идентичность, забудут свой язык, перестанут красить свои яйца, но, с другой стороны, разве плохо, если мир будет един? Кончатся все распри и войны, мы не будем тратиться на вооружение и станем настолько богаты, что каждый простак сможет позволить себе купить велосипед.
– Прям каждый-каждый?– недоверчиво спросила Вера Львовна. – Никогда не поверю!
– Каждый, каждый! Клянусь своим велосипедом!
– У вас нет велосипеда, Полина Васильевна.
– Нет. Для меня, как и для многих, велосипед – роскошь, а почти во всем остальном мире велосипед не роскошь, а средство передвижения. Даже автомобиль у них не роскошь, а средство передвижения.
– Как все-таки бедно мы живем! – горько посетовала Вера Львовна. – Просто я сравниваю, как живут простаки там, и как мы здесь. По телевизору видела.
– Вы, Вера Львовна, клянусь своим велосипедом, опять что-то не то говорите. Кроме нас люди нигде не делятся на простаков, не имеющих права владеть частной собственностью, и хитропупых. Есть просто люди, и у всех равные права. С одной стороны, это кажется несправедливым, но надо мириться с фактами. А факты говорят, что из-за вымывания мозгов с территории Сельхозугодии, мозгов у нас не осталось. Так что пусть уж нами, черт с ним, что воры они все, но пусть правят хитропупые, получившие образование за границей. Мы бы сами не управились. Все равно разорились бы. Бардак был бы полный, потому что заседать в Раде и умело владеть частной собственностью: заводами, фабриками, сельхозугодиями – это вам не кнопочки нажимать.
– Внимание – внимание! – раздалось из громкоговорителя, висящего на стене дома. – Возможна ракетная атака!
– Ну почему эти москали такие агрессивные! – возмутилась Вера Львовна. – Никак, никак не могут утихомириться!
– В газетах писали, что в сибирской почве не хватает каких-то важных для организма веществ, потому они такие агрессивные. А еще писали, что долгоносики уничтожили все березы, необходимые для производства балалаек, – сказала Полина Васильевна.
– Какие долгоносики? Армяне, что ли?
– Вы, Вера Львовна, опять свое бескультурье и необразованность свою выказываете. При чем тут армяне? Разве армяне долгоносики? Долгоносики – это жучки такие.
– Поэтому москали такие агрессивные?
– И поэтому тоже. Тоскливо им без балалаек!
Завыла сирена, и Вера Львовна, вскочив со скамейки, закричала:
– Побежали в бомбоубежище! Быстрей! Быстрей!
– Не побегу, – спокойно сказала Полина Васильевна. – Сколько было воздушных тревог, а еще ни одна москальская ядерная ракета на территорию Сельхозугодии не попала. Спасибо гетману Брехунцу, спасителю Сельхозугодии. Это он закупает на Западе противоракетные системы, сбивающие москальские ядерные ракеты.
– А я побегу, я боюсь!
– Бегите. А я не побегу. Я верю Брехунцу.
– Какая вы все-таки смелая!
– Не столько смелая, сколько умная.
Вера Львовна заспешила в подъезд, в бомбоубежище, а Полина Васильевна, взяв метлу, принялась подметать двор.
ГЛАВА 3
Когда меня выписали из больницы и я, выйдя за ворота, на прощание троекратно обнялся с ведьмой, ко мне, держа под уздцы какого-то крылатого серого коня в яблоках, подошла молодая блондинка в белой одежде, через которую просвечивалось белое тело, взяла меня под руку и, прижавшись ко мне, промурлыкала:
– Ну здравствуй, милый. Теперь я твоя.
– Извините, но вы, наверное, ошиблись. Вы, наверное, приняли меня за другого человека, ведь я вас совсем не знаю…. – оторопел я.
– Ты знаешь, что такое депрессия? – спросила она.
– Это такое психическое состояние, – ответил я. – И оно мне очень хорошо знакомо.
– Еще ее называют Дама в черном. Так вот я – ее полная противоположность. Я – Дама в белом, и имя мое – Прессия.
– Я крайне, крайне удивлен, – сказал я. – Вы очень, очень симпатичная женщина. Настолько симпатичная, что вам, достойной большего, вряд ли понравится моя лачуга и мои, более чем скромные, доходы.
– С милым рай и в шалаше, – промурлыкала Прессия.
– А где мы будем держать лошадь? Да и кормить ее надо, – сомневался я.
– Эх ты, невежда, – сказала Прессия снисходительно. – Ты не знаешь элементарных вещей. Пегаса содержать не нужно. Он – вольная птица, но хоть он и вольная птица, он мне полностью подчиняется и прилетает по первому моему зову. Достаточно только сказать: «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой». Ну – забирайся!
– Но я никогда не ездил на лошади, тем более летающей, – возразил я.
– Это нетрудно. Берись за вот эту штуку и ставь ногу в стремя.
Я кое-как забрался на Пегаса и спросил:
– А вы?
– Я полечу на метле, – сказала Прессия..
–На метле? – удивился я. – Разве вы ведьма?
– И ведьма тоже.
– А где вы возьмете метлу? – спросил я.
– Да везде, посмотри вверх. Вон их сколько летает.
Я задрал голову и сказал:
– Действительно, в небе темно от метел. Как же я раньше не замечал?
– Ты многого раньше не замечал, – сказала Прессия, потом сунула два пальца в рот и оглушающее свистнула. Тут же с неба слетела метла, Прессия ухватилась за нее, села и крикнула:
– Вперед!
Я тронул Пегаса за поводья, мы взмыли в небо и помчались настолько быстро, что ветер засвистел в ушах. Мы так мчались, что я оглянулся с мыслью: а поспевает ли за нами Прессия, и Прессия, оказавшаяся в двух шагах позади, крикнула:
– Никогда не оглядывайся. Жена Лотова оглянулась и превратилась в соляной столб. Хоть это и миф, но в нем есть соль.
ГЛАВА 4
Я сидел за своим облупившимся от старости письменным столом, а Прессия сидела на моем продавленном диване и что-то вязала.
– Райский дворец Абсолюта представлял собой обширное помещение со стеклянными стенами, сквозь которые внизу повсюду были видны кроны цветущих вишен, – прочел я, потом встал из-за стола, подошел к многочисленным книжным полкам и сказал:
– Чтобы ты, дорогая Прессия, не ломала себе голову, вспоминая, что такое Абсолют, загляну-ка я в философский словарь. Где он тут? – Я рылся по книжным полкам. – Да где же он?
– Не парься, – сказала Прессия. – Я знаю, что такое Абсолют. «Абсолют (лат.) – понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслиться как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию».
– Удивительно! – найдя словарь и заглянув в него, воскликнул я. – Слово в слово! У тебя такая память!
– У меня совершенная память. Продолжай.
– Недалеко от входа, внутри дворца был хрустальный бассейн с небольшими хрустальными фонтанчиками в форме писающих ангелочков. Вдоль стен стояли белые диваны с белыми столиками напротив.
– Я думаю, что Абсолют был страшным богачом, наверное, даже миллиардером, потому что имелся сверкающий золотом трон, – подсказала Прессия, подошла ко мне сзади, обняла за шею и поцеловала в лысину.
– Наверняка был страшным богачом, – сказал я, – но и ученым тоже, потому что за троном, на некотором возвышении, наблюдались столы с компьютерами и лаборатория с какими-то приборами, с электронным микроскопом, со всякими колбами и колбочками, в которых что-то булькало и дымилось. А сам Абсолют сидел за столиком, с аппетитом ел арбуз и при этом причавкивал так, что впору было подумать: а Абсолют ли это? Не модус ли это? Не отдельное ли проявление целого, а в данном случае – Вселенной? Да. По моему мнению – это модус. Быть может, моя теория покажется тебе, моя дорогая Прессия, искусственной, фантастической, но разве не говорит Гете словами Мефистофеля, что он есть часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро? Разве Мефистофель не модус в данном случае? И не целуй меня в ухо. Мне щекотно.
Прессия отстранилась и снова села на диван.
Но многих, – сказала она, – особенно теологов и теософов, я полагаю, не устроит имя «Модус», да и сам ты разве не чувствуешь в этом имени некоторое умаление и даже уничижение всемогущего творца, поэтому по-прежнему называй его «господь». Ну давай, что там дальше?
Я снова начал читать.
Это был низенький, лысоватый, полноватый рыжебородый и зеленоглазый мужчина пожилых лет, с веснушками на широком и добром лице. На нем была древнегреческая одежда – гиматий, который представлял собой кусок белой материи, обернутой вокруг тела. На ногах же у него были когда-то белые, но уже несколько облупившиеся и посеревшие от времени сандалии.
– Нет, не нравится мне это, – поморщилась Прессия. – Крайне несовременно и даже убого. Почему господь, миллиардер, а ходит в простыне, как чмо болотное? Почему на нем туфли не от Гучи, а костюм не от Армани?
– Но, может быть, я не виноват? – сказал я. – Хоть мне, как и всем нам, иногда страстно хочется преуменьшить, преувеличить, приукрасить, или даже попросту наврать с три короба, я – несчастный невольник правды, и поэтому буду говорить правду, чистую правду и ничего, кроме правды, даже если эта правда тебе не нравится.
– Не выкручивайся, – сказала Прессия. – Врешь ты всё. А впрочем, что это я? Не мое это дело, тебя терзать. Я же не Депрессия, чтоб терзать, а Прессия, чтоб вдохновлять. Я больше не буду тебя перебивать, я буду тебя визуализировать.
– Как это «визуализировать»? – спросил я.
– Очень просто. Что у тебя там по тексту? А ну-ка дай сюда. Так. Мелодично зазвонил серебряный колокольчик над стеклянной входной дверью… – прочла она, и тут стены моей лачуги стали колыхаться, размываться, таять, потом окончательно растворились в воздухе, и я, невидимый, очутился во дворце, который только что описывал.
ГЛАВА 4
Мелодично зазвонил серебряный звоночек над стеклянной входной дверью, за которой стояли двое: лакей – тоже, как и господь, в гиматии, и мужчина в черном костюме, белой рубашке и темной расцветки галстуке. Господь отложил ломтик арбуза, вытер салфеткой рот, похрипел, словно прочищая горло, и голосом громким и низким, точно трубным, сказал:
– Войдите.
Первым вошел лакей.
– К вам, господи, новый архистратег межгалактических дел. Ботиночкин Ботинок Ботинович назначил. Просить? – спросил он.
– Проси. Интересно посмотреть, что за фрукта мне назначил Ботиночкин, в девичестве Заратуштра, на должность архистратега межгалактических дел.
– Проходите, – сказал лакей, почтительно склонил голову перед входящим и удалился, закрыв за собой дверь.
Архистратег сделал робкий шажок и застыл с боязливо втянутой в плечи головой.
– Ну что ты там застрял, подойди ближе! – сказал господь.
Архистратег сделал еще несколько робких шажков.
– Имя? – спросил господь.
– Пи, пи, – прошептал архистратег, почему-то дрожа всем телом.
– Что «пи, пи»? Пит? Питер?
– Пи, пи, пить, – наконец выдавил архистратег.
Господь прямо из воздуха выловил хрустальный бокал, подошел к фонтану, поднес бокал к струйке, известно откуда вытекающей, наполнил бокал и подал архистратегу. Архистратег, держа бокал дрожащей рукой и стуча зубами, осушил его, отдал богу, и бокал пропал в его ладони, словно его и не было.
– Имя? – снова спросил господь.
– Г а, га, га…. Гай Тит Теренций, – ответил архистратег и, держась за поясницу, согнулся в поклоне, напоминающем букву «г»
– Докладывай, Гай Тит Теренций, – сказал господь, берясь за новый ломтик арбуза.
– По, по, по…. Понимаете ли… – произнес тот и замолчал.
– Говори же, что ты мнешься и трясешься, ты же архистратег!
– Да, да, да, да…. – все еще заикался архистратег.
– Пожалуй, тебе надо выпить концентрированной валерьянки, – сказал господь и снова выловил из воздуха бокал, на этот раз наполненный коричневой жидкостью.
– На вот, выпей валерьянки, – он протянул бокал архистратегу.
Архистратег выпил содержимое и, наконец, заговорил не заикаясь.
– Да уж больно сатана возмущается, что мы захватили Млечный Путь, боязно мне…
– А ты ему объяснял, что Млечный Путь испокон веков был в составе божьих галактик, и что там наши люди и ангелы живут?
– Объяснял, но он все равно возмущается. Говорит, что это незаконно. Говорит, что вы такой же коварный, как и Путин, который захватил Крым. Незаконно это, так говорит.
– Зато справедливо. Крестьянские восстания против феодалов тоже были незаконны, но справедливы. Не всегда закон поспевает за справедливостью.
– А если он начнет наши галактики аннигиляционными бомбами забрасывать?
– Не будь глупцом. У нас свои аннигиляционные бомбы есть, и не меньше, чем у него.
– Побоится что ли?
– Побоится. На это я и рассчитывал.
– Вы такой решительный!
– Обстоятельства обязывают. Так и люди и ангелы были настроены. В данном случае я флюгер, а не ветер. И все с Млечным Путем. Меня все эти разговоры о Млечном Пути смущают. Вроде бы желанные народу слова говорю: Крым, то есть Млечный Путь – наш! А все равно что-то не так, не так. Что-то все-таки меня смущает.
– Совесть, наверное.
– Совести у политиков не бывает. Есть государственные интересы. Ну – все. Не буду дальше, а то Путин обидится.
– Боитесь, что подслушает?
– Боюсь. Он все-таки из КГБ вышел, шутка ли…. Ну, спасибо за доклад. Теперь ты свободен.
Архистратег, кланяясь, начал пятиться к двери.
– Да не кланяйся ты, ради святого духа, – поморщился господь. – Неужели ты не понимаешь, что это нас обоих унижает? Радости, радости в людях хочу, а не уничижения. Весело должно быть в церкви, весело! Поклонится можно, иногда даже нужно, но все время кланяться тому, кто не отвечает тебе ответным поклоном, а тем более становиться на колени, – ни в коем случае. Неужели они думают, что совершенному существу может нравиться лесть? И не стыдно?
– Стыд глаза не выест, – сказал архистратег
– Стыд глаза не выест, зато лестью можно многого добиться? Я правильно прочитал твои мысли?
Архистратег молчал.
– Повторю, – сказал господь, возвысив голос. – Я правильно понял твои мысли?
– Как ни тяжело признаваться, но вы правильно меня поняли, – выдавил из себя Гай Тит Теренций. – Дело в том, что раньше я служил при дворе императора Нерона. Это там испортился мой характер. Очень боялся я его. Ведь он не пощадил никого. Ни философа Сенеку, ни поэта Лукана, ни писателя Петрония, ни свою родню, ни даже собственную мать. Но я – а я был тогда послом в Парфянском царстве – выжил и, полагаю, именно потому, что раболепствовал. Таков мой жизненный опыт.
– Разве я похож на Нерона? Разве я злодей?
– На злодея вы не похожи. Но и Нерон не был похож на злодея. Такой шутник с виду был. Развлекать всех любил. Бывало, в бабу переоденется и давай отплясывать. Животики, бывало, надорвешь. Так что сомневаюсь я в людях, сомневаюсь. Кроме того, я никогда с вами не разговаривал, знаю вас только по библии, а по библии вы, если читать ее с самого начала, злобный, мстительный тиран, безжалостный убийца, исключительно тщеславный и потому лесть просто обожаете.
– Тогда конечно, – согласился господь. – Так написано в библии. Но библия – это не всегда полноценная мудрость, слишком много в библии от мудрости невежд. А если сказать точнее, то, перефразируя мудреца, библия не мудрость веков, а мудрость колыбели. Она не про меня. Она про то, каким невежды меня себе представляют. А представляют меня порой черт знает чем! Сначала, с подачи Моисея, я был таким психопатом, что даже и взглянуть на меня нельзя, сразу испепелю взглядом. Потом, с подачи Христа, или даже раньше, сюсюкать я ни с того – ни с сего стал, что всех люблю. А я не всех люблю. В общем, богом я стал для думающего человека абсолютно неадекватным. Да ты присаживайся и бери арбуз, не стесняйся.
Гай Тит Теренций осторожно присел на краешек дивана и взял ломтик.
– Но глупость и невежество, освященные тысячелетиями, таковыми не считаются, – продолжал господь. – Вот и мечутся даже верующие люди, даже некоторые священники, не зная во что верить, в освященное веками невежество, или в здравый смысл. Да, даже верующий человек верить до конца не может, он лишь надеется. Что уж говорить об атеистах. У них даже надежды нет! Но ведь в глубине души и атеисты жаждут бога, потому что жаждут справедливости и бессмертия. Как с ними быть? Им тоже нужен хотя бы лучик света в мрачном царстве неумолимо приближающейся смерти? Как быть? Открыться людям? Не знаю, не знаю…. Ведь хоть я и бог, я против религии, потому что религия – это кнут и пряник. Она словно ребенку говорит: получишь пятерку – получишь пряник, а схлопочешь двойку – получишь ремня. Вот почему я за нравственность от души, а не из-под палки или из-за пряника. Я за Попку.
– Простите, я не расслышал. Что-то не совсем понятное мне послышалось…
– Был такой философ в Киевской Руси, Гореслав Попка. Он был против веры как в древнеславянских богов, так и против веры в библейского бога. Святой князь Владимир после крещения Руси, его, как не желавшего креститься, по доброте своей, на кол посадил. Пущай, говорит, там проповедует свою бескорыстную нравственность.
– И что же он проповедовал? – поинтересовался архистратег.
– Он говорил, например, что нравственность, подчиненная практической целесообразности, то есть получить прижизненные блага или попасть в рай, есть разновидность безнравственности. Распространить бы человеколюбивое учение Попки, провозглашающее, что религиозная святость – не святость! Совесть, вот что такое святость! Развитая совесть! Совесть и честь! Ну, как я вижу, ты расслабился? Похоже, что мой имидж в твоих глазах поменялся? А теперь иди, мне некогда. Меня сейчас больше одна планета интересует, потому что у меня появилась идея. Потому что я загорелся этой идеей.
Архистратег встал и в глубоком поклоне, держась за поясницу, стал задом удаляться, на что господь безнадежно махнул рукой, поднялся по ступенькам на помост с оборудованием и сел за электронный микроскоп.
Снова зазвенел серебряный колокольчик над входной дверью. Господь снова прокашлялся, прочищая горло, и крикнул все тем же трубным басом:
– Войдите!
Открылась дверь, и вошел лакей.
– К вам Заратуштра. Просить?
– Да проси уж! – недовольно произнес господь и снова повернулся к микроскопу.
Заратуштра – высокий брюнет в бежевом костюме и с козлиной бородкой – подошел к помосту и сказал:
– Я по поводу новых пророков.
– Создал новую планету и уже окружил ее атмосферой! – словно не слыша, хвастался господь, глядя в микроскоп.
– Я по поводу новых пророков, – повторил Заратуштра.
– И уже создал первые вирусы и первых насекомых. Хочешь посмотреть? – господь встал из-за микроскопа. – Вот, посмотри.
Заратуштра поднялся на помост и сел за микроскоп.
– Правда, симпатичный? Ну прям лапочка!
– По мне – вирус как вирус, – сказал Заратуштра и встал.
– Ничего ты не понимаешь! – господь снова сел за микроскоп. – А кто у нас там такой маленький! А кто это у нас такой хорошенький! Утю-тю-тю-тю- тю!
– Вот вы сейчас с безмозглыми вирусами сюсюкаете, а в Украине люди от несправедливости страдают, – заметил Заратуштра.
– Я ему колесики приделал, еще не было ни одного вируса на колесиках, – продолжал господь.
– Колесо, между прочим, придумали люди, а вы воруете! – сказал Заратуштра.
– Не ворую, а заимствую, – возразил господь.
– Вам, подозреваю я, что вирусы, что люди – все одно. Разницы вы не знаете.
– А вот сюда посмотри! – господь так быстро сунул Заратуштре под нос какую-то стеклянную коробочку, что тот отшатнулся. – Посмотри, посмотри!
– Что это? Муха?
– Муха. Правда, красивая? Тоже на колесиках. Кроме того, я сделал ей бархатистую спинку. Прелесть, а не муха!
– С вашими прелестями у нормального, мыслящего человека создается такое впечатление, что вы даете жизнь всему живому не отдавая никому предпочтения. Ни мухе, ни человеку. С этим трудно согласиться, протестует душа, но это так.
– Ты же знаешь, что это не так. Ты же понимаешь, что у меня сейчас просто творческая горячка. Уйди, не мешай. А что ты кривишься, что тебе не нравится?
– Не нравится ваша муха на колесиках. Колеса у нее кривые какие-то.
– Ничего, в процессе эволюции на новой планете и моего участия в эволюции, все наладится.
– «Ладейников прислушался, над садом…» – начал было Заратуштра, но господь перебил его:
– Какой еще Ладейников? – спросил он.
– Это стихи, характеризующие вас не с лучшей стороны.
– А ну-ка, ну-ка? Мне всегда был интересен бунт…
«Ладейников прислушался: над садом
Шел тихий шорох тысячи смертей.
Планета, обернувшаяся адом,
Свою судьбу вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы».
– Это ты к чему?
– К тому, что в процессе эволюции наладится взаимопожирание.
– Увы, без взаимопожирания нельзя. Лев не будет есть траву, хоть это и противоречит библии. А что касается человека, то он вполне достаточно отделен от пищевой цепи. А ты говоришь, что мне все равно, что мухи – что люди.
– Это верно, что человек отделен от пищевой цепи, пока не умер. Но поймите, быть отделенным от пищевой цепи для счастья мало. Для счастья, в первую очередь, человеку нужна справедливость. Вы, конечно, бог, и я вас уважаю. Но поймите же и вы, что большинству в Украине, а особенно олигархам, высшим чиновникам и сенаторам, называемым там хитропупыми, чтобы вести себя благородно, нужны религиозные кнуты и пряники. Я понимаю, что религиозная нравственность – это чаще всего разновидность безнравственности, но что поделаешь? Религиозная нравственность все же лучше полной безнравственности, а из двух зол выбирают меньшее. Пусть будет хоть такая. Спуститесь, наконец, на грешную землю. Это хорошему человеку бог не нужен, а подлецу бог нужен. Нужно, чтобы он увидел, что вы есть. Чтобы вы прогремели: «Мне отмщение, и аз воздам!».
– Ты хочешь очередного пророка? Но что нового может сказать пророк? Тебе ли, мудрейший пророк Заратуштра, не знать, что все уже сказано. Это скучно.
– Уверяю вас, это не будет скучно, потому что я кое-что придумал. Мы сделаем бумажные самолетики и пошлем их на землю со словами: на кого святой дух пошлет.
– Ну – не знаю…. Святой дух такой неуправляемый…. Веет, где хочет…
– В том-то и весь интерес, что он веет, где хочет. Ну что? Может, не будем откладывать? Прямо сейчас сделаем бумажные самолетики. Где у вас бумага?
– Но я не умею делать бумажные самолетики, – сказал господь.
– Я вас научу. Давайте бумагу.
– Журнал Плейбой подойдет?
– Вы читаете Плейбой?
– Картинки смотрю.
– Подойдет, – сказал Заратуштра.
Господь выловил прямо из воздуха журнал «Плейбой» и отдал Заратуштре.
– Смотрите, – сказал Заратуштра, вырвав из «Плейбоя» два листа.
Господь, поглядывая на него и повторяя его манипуляции с бумагой, спросил
– Да, все время забываю поинтересоваться, как твоя бессонница?
– Лечусь.
– В сумасшедшем доме?
– Только там ее и лечат.
Главы 5-8