Талантливые кутюрье будущего: Хусейн Чалаян
18.03.2013
Есть творцы моды, чьи имена уже увековечены в ее истории золотыми буквами. А есть те, кто уже заявил о себе, кто оказывает влияние на тенденции, кто талантлив и самобытен, но еще неизвестен широкой публике. Одним из таких дизайнеров является Хусейн Чалаян.
Происхождение художника: слияние культур
Хусейн Чалаян имеет турецко-киприотское происхождение, но с 8-ми лет он жил в Великобритании. Хусейн закончил известнейший Центральный колледж искусства и дизайна Святого Мартина (Central Saint Martins). Концептуальный английский магазин «Browns» выкупил его дипломную коллекцию под название «Похороненные платья», которая затрагивала тему эволюции и разложения. Коллекция состояла из нарядов, сделанных из бумаги, которую на 3 месяца закопали под землей.
В 1994 году Чалаян основывает свой дом моды, используя для этого средства, выигранные на различных конкурсах. Он быстро завоевывает себе репутацию незаурядного экспериментатора и новатора. В 2000 году журнал «Time» называет его одним «из самых больших новаторов всех времен» в сфере дизайна. В 2006 г. в Британии он был признан Дизайнером года и получил орден от королевы Елизаветы. Американский Vogue провозгласил Хусейна Чалаяна «первым интеллектуальным дизайнером своего поколения».
«Интеллектуальный» дизайнер
На полпути между искусством и модой, творения Чалаяна — это всегда новая идея, концепт. Он смешивает воедино дизайн, архитектуру, политику, религию, новые технологии, социологию и моду. Вот почему большое количество показов его коллекций проходит во время событий в мире современного искусства, таких как биеннале, новые выставки в музеях. В показах он часто использует звуковое и видеосопровождение, его дефиле — это настоящий перформанс.
В своих коллекциях Хусейн Чалаян выражает серьезные моменты, относящиеся к внутреннему состоянию личности: сублимация, самоидентификация, изоляция, притеснение и принятие — все, что он перенес на собственном опыте. Он часто поднимает вопросы переезда в другую страну с иной культурой, проблемы диаспор, войны, исламской паранджи, которые, опять же, вытекают из того, что ему довелось пережить. Его творения трудно носить, они принадлежат к искусству в большей степени, чем к моде и швейному мастерству, и практически каждый наряд является единственным в своем роде. Чалаян мало интересуется модой в общепринятом понимании, его заботят вопросы эволюции человеческого тела и его оболочки — одежды. Кстати, в юности он собирался стать архитектором, и это очень заметно в конструкции его одежды.
Революционные творения
Коллекция «Between» (весна-лето 1998). С помощью этой коллекции Чалаян затрагивает политическую проблему — ношение мусульманками паранджи. Он стремится навести зрителя на размышления о внутреннем состоянии личности и особенно о положении женщин-мусульманок. Во время дефиле на сцену одна за другой выходят шесть девушек. Первая из них полностью обнажена и только лицо закрыто маской. Вторая модель закрыта с головы до талии и так далее до последней, которая с головы до ног скрыта длинной паранджой. Это не эпатаж и не насмешка над мусульманством - художник изображает, насколько религиозные правила и предписания обезличивают человека.
Коллекция «Before Minus Now» (весна-лето 2000). В этой коллекции Чалаян берется за вопрос инноваций. Он интегрирует технологии в одежду. Чего только стоит его знаменитое платье-самолет из белого стекловолокна, которое контролируется дистанционно с помощью встроенной электроники! Оно двигается и видоизменяется прямо на сцене (части платья приподнимаются, словно закрылки самолета) до тех пор, пока с помощью силы магнита оно не слетает с модели, оставляя ее в другом, нежном и объемном, платье, поверх которого было надето высокотехнологичное произведение.
Коллекция «Afterword» (осень-зима 2000). Это, пожалуй, самая известная коллекция Хусейна Чалаяна. Привыкший с детства к частым переездам, вызванным конфликтами турков и киприотов, Чалаян хочет изобрести дом, который можно носить с собой, даже на себе. Чехлы с кресел превращаются в платья, сами кресла — в чемоданы, а столик трансформируется в кринолин. Перформанс действительно впечатляющий.
Коллекция «Ambimorphous» (осень-зима 2002). В этой коллекции использован прием из коллекции «Between». Одежда эволюционирует от модели к модели: первая девушка дефилирует в традиционном турецком костюме, украшенном обильной вышивкой, последняя одета в черный костюм западного кроя. Между этими «крайними точками» все остальные модели демонстрируют промежуточные формы постепенного перехода из первой модели в последнюю.
Коллекция «One Hundred and Eleven» (весна-лето 2007). Дистанционно управляемые платья, которые, словно по мановению волшебной палочки, то дают усадку, то удлиняются, то укорачиваются, то выворачиваются наизнанку прямо на манекенщице. Перформанс просто ослепительный, высокие технологии и поэзия сливаются воедино. Чалаяну снова удалось раздвинуть границы инноваций.
Коллекция «Airborne» (осень-зима 2007). Более 15 600 светодиодов, меняющиеся изображения на тканях, отделанных кристаллами, одежда high-tech… Хусейн Чалаян становится мэтром новых технологий в текстиле. Художник исследует тему сопротивления природе и гармонии с ней.
Коллекция «Readings» (весна-лето 2008). «Readings» задается вопросом о понятиях стремительности и современности. Украшенная кристаллами Swarovski одежда оснащена подвижными лазерами, которые испускают красные лучи.
Коллекция «Inertia» (весна-лето 2009). Чалаян пытается передать в одежде скорость. Модели выглядят так, словно они только что стали участниками аварии или резкой остановки движения. Коллекция представляет мини-платья из латекса, будто застывшие в пространстве, которые вручную разрисованы мотивами разбившихся в аварии автомобилей. Авария — это метафора, которая призвана передать слишком ускоренный ритм современной жизни.
В 2011 году Чалаян запускает Grey Line, вторую линию своей одежды, которая более доступна, более пригодна для носки. Она основана на простых, даже минималистичных фасонах, выполненных с использованием простых материалов.
Дизайнер присоединился к течению «интеллектуальных» дизайнеров-новаторов, таких как Мартин Маржела или Иссей Мияке, которые вокруг одежды и тела разрабатывают сложные философские концепции.