Секреты двуязычного мышления
01.10.2012
Процесс модификации мозга не прекращается в течение всей жизни человека и, как выяснили ученые, одним из уникальных факторов, стимулирующих этот процесс и значительно усиливающих интеллект, является изучение второго языка наряду с родным. Лиц, которые способны объясняться на двух языках, называют билингвами. Билингвизм с раннего возраста является эффективным средством развития ребенка.
Преимущества двуязычия
В наш век глобализации билингвальные дети уже не редкость. Исследования в области языкового образования подтвердили, что дети, с ранних лет овладевающие двумя разными языками, в качестве "бонуса" получают больше возможностей для собственного развития. Билингвальность тренирует мозг, развивая не только языковые навыки, но и социальный, культурный, интеллектуальный и эмоциональный аспекты личности.
Различие между монолингвальными и билингвальными детьми проявляется уже на уровне дошкольного образования: более гибкое мышление двуязычных детей позволяет им намного успешнее справляться с возникающими проблемами. Исследователи подчеркивают тот факт, что функции головного мозга, вовлеченные в развитие лингвистических навыков, требуют активизации процессов внимания, выбора и обработки различных «кодов», а это, в свою очередь, благотворно сказывается на межнейронных связях.
С первых лет жизни
Для человеческого мозга характерны периоды особой чувствительности к языку, так называемые "периоды лингвистической сензитивности". Поэтому изучение второго языка лучше всего начинать с первых лет жизни ребенка, а затем наращивать и углублять знания в детском и подростковом возрасте.
Несмотря на то, что у детей в раннем возрасте навыки устной речи еще недостаточны, мультисенсорное обучение, в котором задействуются зрительный, слуховой и кинестетический каналы восприятия, демонстрирует стремительно возрастающую способность детей-билингвов к пониманию и эффективному общению. Такой интеллектуальный скачок непосредственно влияет на возможности мозга организовывать процессы планирования, решения проблем, саморегуляции и коммуникации.
Умницы во всем
Примечательно, что возросшие интеллектуальные способности двуязычного ребенка проявляются не только относительно изучаемого языка. Развитая сообразительность, социо-культурная и эмоциональная разумность закономерно становятся личными качествами человека, применимыми в любой сфере деятельности.
Нечего опасаться
Опасаться языковой нагрузки в детском саду и младших классах школы родителям не стоит – систематичность занятий и правильно подобранная методика сделают обучение легким и ненавязчивым. Очевидно, что изучение второго языка имеет не только интеллектуальное значение, но и воспитательное. Живой и открытый характер билингвальных детей, способность к решению мультизадач, высокая приспособляемость и позитивное восприятие жизни – замечательные качества, необходимые человеку для полноценной жизни в нашем стремительном и изменчивом мире.