Офисный этикет: как вести себя на работе
Никак не можете найти правильный способ поведения в трудовом коллективе? Мы расскажем, как следует вести себя в определенных ситуациях.
1) Рукопожатие
Кто кому должен первым подать руку?
При рукопожатии инициатива обычно исходит от сотрудника более высокого ранга. Начальник должен протянуть вам руку, а не наоборот. Кроме этого, крепкое рукопожатие свидетельствует об уверенности в себе, однако не стоит сжимать пальцы вашего собеседника.
2) Знакомство
На приеме люди стоят небольшими группами и разговаривают, однако человека, принимающего гостей, нет рядом, и он не может вас представить остальным. Что же делать?
В этом случае главное правило – вежливая сдержанность. Сначала немного послушайте разговор, а потом при соответствующей возможности выскажите свои соображения по теме и представьтесь присутствующим.
3) Одежда
Если прогноз погоды обещает 30 градусов жары, значит ли это, что в офис можно прийти в сандалиях?
Конечно, есть много офисов, где дресс-код допускает вольности в одежде. Но согласно этикету, оголенные пальцы ног недопустимы. Даже в жаркую погоду туфли должны быть закрыты спереди, а вот на заднике достаточно и ремешка. Такие же строгие правила существуют и по поводу маек без рукавов или дамских ножек без чулок: если не хотите неприятностей, наденьте лучше колготки и одежду хотя бы с короткими рукавами.
4) Приветствие вне работы
Вы встретили начальника на улице. Кто кого приветствует первым (без рукопожатия)?
За пределами офиса и вне рабочего времени вы занимаетесь своими личными делами, и уже не должны придерживаться офисной иерархии. Однако банальная вежливость не позволяет проигнорировать босса. В такой ситуации действуют те же правила, что и при встрече с любым другим знакомым человеком: кто на кого первым посмотрит, тот того первым и приветствует.
5) Звонки во время заседания
На конференции завибрировал ваш телефон, а на дисплее номер няни ваших детей. Как поступить?
Как правило, телефонные переговоры во время заседания под запретом. Только если это действительно важно, вы должны ответить на вызов - но не в конференц-зале. Извинитесь, выйдите из комнаты и ответьте на звонок за дверью.
6) Реакция на чихание
Если босс чихнул, надо говорить "Будьте здоровы»?
Лучше не надо. Когда настает время цветения растений и аллергические заболевания очень распространены, все страдающие от сенного насморка только и слышат со всех сторон "Будь здоров". Это может раздражать, привлекать не нужное внимание к чиханию, а сами страдающие от этого недуга, скорее всего, хотели бы обойтись без комментариев.
7) Общение с заслуженным человеком
Пишете клиенту, который имеет звание профессора или доктора наук? Как нужно к нему обращаться?
При деловом общении ученое звание является неотъемлемой частью имени, поэтому должно всегда упоминаться в обращении. Однако такие выражения, как "господин" или "уважаемая" тоже не следует опускать. Главное правило заключается в том, чтобы называть только самое высокое звание. Профессора с докторской степенью можно назвать просто "профессор Майер", однако никакой академик не станет на вас сердиться, если вы назовете несколько его званий.
8) Телефон коллеги
Можно ли выключать зазвонивший телефон отсутствующего сотрудника?
Мобильный телефон является предметом, входящим в личное пространство человека. Просто взять и отключить вызывающего абонента - это как бы говорит человеку, что он мешает. В зависимости от того, кто на другом конце провода, такое поведение может быть расценено как сигнал о том, что обладатель телефона не хочет разговаривать. Поэтому вы должны позволить телефону звонить, нравится вам это или нет, однако никто не будет против, если вы накроете сотовый курткой или пиджаком и приглушите звонок.
9) Светская беседа
Политика и религия всегда хорошие темы для светской беседы с коллегами и деловыми партнерами. Так ли это?
В случайном разговоре вы выбираете лучшее темы, по которым каждый может что-то сказать, но при этом ни у кого не будет большого преимущества. Когда вы говорите о политике, религии, болезнях, или сплетничаете о коллегах, всплывают многочисленные подводные камни. Намного лучше подойдут такие темы как погода, фильмы, ваш город или пища, которую вам только что подали.
10) Бизнес-ланч
Считается ли не вежливым желать приятного аппетита во время бизнес-ланча?
Дать стартовый сигнал для официального ужина является привилегией хозяина. Также приличным считается такой вариант: если хозяин вечера взял в руки столовые приборы, то и гости могут приступить к еде. Громким возгласом «Приятного аппетита» вы отдаете хозяину прерогативу начать обед или ужин, а в качестве человека, принимающего гостей, проявляете чувство стиля. Если же вы в столовой вместе с коллегами, то пожелать приятного аппетита не будет ошибкой.
11) Помощь в гардеробе
Помочь женщине снять пальто – посягательство на эмансипацию?
Несмотря на то, что современные женщины гораздо более независимы, нежели ранее, все равно им приятно, когда мужчина начинает ухаживать за ними. Если мужчина помогает вам снять пальто, придерживает дверь или отодвигает стул в ресторане, это совсем не является признаком не уважения. Просто наслаждайтесь. И в наше время также считается учтивым, если дама помогает мужчине снять верхнюю одежду.
12) Приветствие деловых партнеров
Ваша команда встречает деловых партнеров. Должны ли вы как женщина вставать для приветствия?
В работе женщины борются за то, чтобы находиться на уровне мужчин-коллег. Таким образом, в профессиональной среде правило, когда женщины приветствует мужчин сидя, устарело. Если вы встанете, это даст вам возможность перекинуться парой слов с вашим собеседником. Встать наполовину допустимо, только если слишком узко, и встать в полный рост нет возможности.