На главную Карта сайта Письмо в редакцию
Поиск  
суббота, 27 апреля 2024 г.       
О журналеИспользование информации
Макияж
Уход за волосами
Уход за кожей
Ароматерапия
Маникюр-педикюр
Косметические средства
Массаж
Гимнастика для лица
Секреты красоты звезд
Новинки красоты
Простые вкусные рецепты
Полезные продукты
Лечение болезней
Симптомы заболеваний
Здоровый сон
Правильное питание
Как похудеть
Физкультура
Витамины-минералы
Лекарственные растения
Здоровье глаз
Лечение травами
Первая помощь
Самопознание
Домашнее консервирование
Праздничный стол
Выпечка
Рецепты салатов
Борщи, супы, окрошка
Приготовление соусов
Блюда из круп
Блюда из макарон
Блюда из овощей и грибов
Рыбные блюда
Блюда из мяса и птицы
Блюда из молока, творога и яиц
Бутерброды
Рецепты пиццы
Фрукты и ягоды
Напитки и десерты
Женская одежда
Модные аксессуары
Свадебные и вечерние платья
Шоппинг
Дизайнеры
Новости моды
Беременность и роды
Любовь
Дети
Этикет
Праздники и поздравления
Уютный дом
Туризм и отдых
Животные рядом
Сад-огород
Проза










Читальня  /  Беседы о языке  /  Коварные "не" и "ни"


Коварные "не" и "ни"

Это одна из "коварных" конструкций, являющаяся камнем преткновения даже для работников печати, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки в современных книгах, журналах, газетах.

Причина - в смешении двух конструкций; в одной из них употребляется частица не, в другой - ни.

Частица не входит в восклицательные и восклицательно-вопросительные предложения со словами кто, что (в разных падежах), как, где, куда и др. (может присутствовать частица только). Например: Кто только не знал этого человека! Что только он не читал! Чего в мой дремлющий тогда не входит ум? (Державин). Как не любить родной Москвы? (Баратынский). Куда он только не обращался!

Частица ни употребляется в конструкциях с теми же словами (кто и пр.), с частицей бы или без нее, которые являются частью сложных предложений. Например: Кто бы ни знал этого человека, все им восхищались. Что ни читай, всего не узнаешь. Что бы ни приходило ему на ум, он тут же брался это осуществить. Как ни любил он свой город, ему пришлось его покинуть. Куда он ни обращался, ему никто не помог.

В таких предложениях может фигурировать слово сколько: Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит (пословица). В "Литературной газете", превратив волка в Волкова, озаглавили статью первой частью этой переиначенной пословицы и на с. 1 напечатали правильно: "Сколько Волкова ни корми...", а с повторением на с. 3 не справились...  

 Который из заголовков напечатан грамотно? ("Литературная газета", 1-7 декабря 1999 г.)

А вот примеры из недавно вышедшей книги, корректор которой (он же редактор, как обозначено в выходных данных) несколько раз пропустил ошибку в "коварных" конструкциях.

"Кого бы я не спросил, никто не видел". "Чайковский ревнует ко всем, кого бы я не играл! - объясняет свои действия Рихтер". "Ей нравится абсолютно все, что бы я не играл!" (с. 135; примеры из книги: Юрий Борисов. По направлению к Рихтеру. - М.: ООО "Рутена", 2000).

Во всех трех случаях должно быть ни!

Кандидат филологических наук Н. ЕСЬКОВА, журнал "Наука и жизнь".


Оставить комментарий (0)








Первый враг в нашем деле не заяц, не хрущ и не мороз, а чужой человек. Антон Чехов
Conte elegant представляет линию детского трикотажа
Conte elegant продолжает обновлять детскую линию Conte-Kids. Одна из последних новинок – коллекция трикотажных изделий для малышей - яркие с...
MASTERCARD® PAYPASS™ - шоппинг будущего уже сегодня
Современные технологии позволяют совершать покупки максимально быстро и комфортно. Для этих целей есть бесконтактные карты MASTERCARD® PAYPA...
Архив


Коллекции модной одежды и обуви представлены в разделе Бренды

Johnson’s® baby - победитель конкурса "Выбор года" 2012
Johnson’s® baby — бренд № 1 в мире и Украине среди средств по уходу за кожей и волосами ребенка.
Девушка «на миллион» с Avon Luxe
«Люкс» — это не просто стиль жизни, это целая философия, созданная талантливыми перфекционистами. Лучшие курорты, незабываемые вечеринки, до...
Johnson’s®: 2 шага к красивой и шелковистой коже
Сегодня естественная красота ухоженной кожи в особой цене. Натуральность — тренд нашего времени, и, к счастью, мы живем в век, когда для еже...
Архив
О журналеИспользование информации
Все права защищены BeautyInfo.com.ua