Эльдар Рязанов: "Просвещая, развлекать - развлекая, просвещать"
Родился Эльдар Рязанов - кинорежиссер и сценарист - 18 ноября 1927 года в Самаре. Супруга – Эмма Абайдуллина - журналистка. Дочь – Ольга Рязанова - филолог, киновед. Внук - Дмитрий Трояновский.
Я всегда делал такие фильмы, которые я сам, как зритель, хотел бы увидеть. Когда я смотрел такую картину, сделанную другим, я всегда жалел, что это не я ее поставил. Когда я увидел картину, скажем, "Не горюй" Данелии, я подумал - ах, черт побери, вот это я с удовольствием поставил бы. То же самое с картиной "Полет над гнездом кукушки", я тоже подумал - с каким бы с удовольствием я поставил бы ее. Она у меня может такой же прекрасной не получилась бы, но я говорю о том, что мне нравится, и о том, что я бы хотел сделать.
Раньше нас объединяла колючая проволока, которая шла по границе Советского Союза. Мы жили в каком-то спецпоселении. Была выдуманная идеология, которая говорила о счастливом будущем. На словах там было очень много хорошего, но только на словах, а на самом деле все было извращено.
Жизнь стала лучше, интересней, богаче. Но она стала бездуховной. Многие девочки мечтают стать путанами, мальчики - киллерами. Моральный вывих в стране очень большой, огромное количество невежества. Такое цунами невежества, что я не знаю даже, как это назвать.
Сейчас никто ни на какую лекцию о чем-то интересном не пойдет даже под угрозой автомата. Поэтому я, когда делаю какие-то телевизионные программы или фильмы, всегда действую по своему тезису - просвещая, развлекать - развлекая, просвещать. Потому что без развлечения просвещаться никто не хочет. Никто ничего не читал, никто ничего не знает. Ко мне приходят корреспонденты, они думают, что они уже пуп земли, а они ничего не знают, это невежественные темные люди.
Я абсолютный болван и дурак, потому что я всю свою жизнь работал как ненормальный. Каждой картине отдавалось столько сил, моральных и физических, что организм после фильма был похож на выжженную пустыню, и казалось, что уже никогда ничего там не вырастет. Для того чтобы восстановиться, я старался уезжать на море, я люблю плавать, читать, лежать на пляже кверху пузом и жить практически жизнью растения. Для меня отдых всегда пассивный, я не скачу по экскурсиям, по храмам, не езжу куда-то чего-то смотреть, для меня это накопление сил.
Мне актером быть не хотелось, но мне хотелось бы, чтоб меня приглашали играть. Но меня не приглашали никуда, даже мои друзья, ни сверстники, ни старшие, ни младшие. Что-то такое было пару раз, но не получалось. Поэтому я решил, что надо пользоваться служебным положением, так как оно существует, по сути, только для того, чтобы им пользоваться. И я стал играть у себя в эпизодах, такие малюсенькие рольки. Это такое местное озорство, местные радости. Но я никогда не посягал на роли крупные, зная, что у меня нет ни образования, ни умения.
Сейчас много хороших актеров. Режиссеров, как я сказал, мало, а актеры есть замечательные. Женя Миронов, Сережа Безруков, Сергей Маковецкий, Гармаш, Евгения Крюкова, Алена Бабенко, много... Константин Хабенский, Роман Мадянов. Снимать только бы и снимать.
К людям, которые верят в бога, отношусь уважительно. Только к тем, которые верят действительно, а не к тем, которые вчера молились на Маркса, а сегодня на Христа. Этим я не верю, это они очень быстро перекроились.
Я думаю, что жить надо здесь, надо сделать все, чтобы прожить жизнь достойно, надо не терять чувство собственного достоинства, надо всегда оставаться самим собой, не стараться казаться лучше или хуже, чем ты есть на самом деле. А там уж, если есть какая-то высшая жизнь, тебя там рассудят по справедливости. Если они существуют, они понимают, притворялся ты или ты на самом деле такой. А очень много людей притворяются. Если есть загробная жизнь, там все поймут.
Все статьи раздела